Дороги в России в ближайшие годы перейдут на новые межремонтные сроки службы покрытий, которые увеличатся до 12 лет (сейчас максимальный межремонтный цикл – шестилетний). По данным Росавтодора, в числе факторов удвоения продолжительности эксплуатации и повышения устойчивости трасс к нагрузкам: новые ГОСТы, система «Платон» и усиление весогабаритного контроля.
По заказу Минтранса России и Росавтодора подготовлено более 170 новых ГОСТов, которые гармонизировали нормативную базу отрасли в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». Это беспрецедентные изменения - более 40% межгосударственных стандартов разработаны впервые, а остальные переработаны с учетом передовых отечественных и зарубежных требований.
За последние пять лет количество применяемых на российских дорогах инноваций увеличилось на 63%. Для увеличения сроков службы построенных и отремонтированных дорожных покрытий применяются технологии стабилизации грунтов, укрепления дорожного полотна, используются геосинтетические материалы и методы регенерации. Успешно адаптирована в России методология объемного проектирования асфальтобетонной смеси Superpave, которая в нашей стране получила название «СПАС». В прошлом году этот метод был применен на 10 федеральных трассах, в том числе на дорогах с повышенной интенсивностью движения. «СПАС» позволяет увеличить срок службы покрытия на 20–30% за счет точного подбора состава смесей асфальтобетона, параметров вяжущего и каменного материалов.
Как отмечают в Росавтодоре, залогом повышения качества и долговечности автомобильных дорог также является возмещение вреда дорожному покрытию, который наносят тяжеловесные фуры. Для этого запущена государственная система «Платон», благодаря сборам которой уже удалось отремонтировать более 1 тыс. самых проблемных дорог в 40 городах и регионах. Еще в 19 субъектах начался долгожданный ремонт 23 аварийных путепроводов, а также строительство 7 новых мостов.
Параллельно с системой «Платон» для обеспечения сохранности дорог развертывается система весогабаритного контроля, которая насчитывает уже 74 пункта и направлена на предотвращение выезда на трассы нагруженных сверх нормативов грузовых транспортных средств. Например, уже за пять месяцев работы таких пунктов автоматического контроля в Вологодской области удалось в 4 раза снизить количество нарушений. До 2,5% сократилась доля нарушителей от общего потока грузовиков.